13:44 В тупике | |
В последние годы принят ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в области охоты и охотничьего хозяйства. Среди них: Федеральный закон «Об охоте…» от 24 июля 2009 г., вступивший в силу с 1 апреля 2010 г., с последующими изменениями и дополнениями; Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды РФ от 16 ноября 2010 г. № 512, с последующими изменениями и дополнениями; Перечень поручений Президента РФ Правительству РФ по вопросам рационального использования природных ресурсов, охраны животного и растительного мира от 18 сентября 2012 г.; Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства PФ от 3 июля 2014 г. № 1216-р (далее Стратегия); Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденное в новой редакции Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219, и другие. Во многих действующих нормативных правовых актах есть правовые нормы, направленные на обеспечение прав простых охотников и их общественных объединений, однако фактически эти права нередко нарушаются. Почему это происходит? В первую очередь, можно говорить уверенно, что вопросы охоты и охотничьего хозяйства не нашли своего надлежащего места для разрешения в государственных исполнительных органах власти. Ведь совсем недавно они находились в Министерстве сельского хозяйства РФ. И вряд ли министр Е. Скрынник хоть один раз обратила внимание на решение вопросов об охоте и охотничьем хозяйстве, находясь в постоянных заботах о приобретении виллы во Франции, куда благополучно переселилась. С передачей для решения этих вопросов в Минприроды РФ появилась надежда, что это будет способствовать обеспечению прав охотников и развитию
охотничьего хозяйства в стране. Надежды оказались напрасными, потому что основной Закон «Об охоте…», который должен регулировать правоотношения в области охоты и охотничьего хозяйства, проникнут духом коммерции, направлен на защиту интересов индивидуальных предпринимателей, то есть на создание и развитие частных охотничьих хозяйств, доступ в которые простым охотникам ограничен или совсем закрыт. Из всех нормативно-правовых актов, названных выше, хотелось бы остановиться на Стратегии, потому что о других, особенно о Законе «Об охоте…», только самый ленивый не высказывал своего мнения. А разговор о Стратегии можно начать с Положения о Минприроды России, в котором записано, что это Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая объекты животного мира и среду их обитания, охоты и охотничьего хозяйства. Для исполнения возложенных на Министерство функций ему дано право создавать департаменты, которые являются его структурными подразделениями. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (далее Правила) с последующими изменениями и дополнениями. Приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2007 г. № 88 утверждены Разъяснения о применении названных Правил (далее Разъяснения), с последующими изменениями и дополнениями. И в Правилах, и в Разъяснениях отмечено, что структурные подразделения министерств не имеют право издавать нормативные правовые акты. Такое право имеет только министерство, которое осуществляет, как уже было сказано, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной ему сфере деятельности. В связи с этим не совсем понятно, почему Департамент охоты в Минприроды России назван Департаментом государственной политики и регулированию в сфере охотничьего хозяйства? Получается, что эти функции, возложенные на Минприроды России, переложены на более низкий уровень, на Департамент, которому не дано даже право издавать нормативные правовые акты. Каждый государственный орган действует на основе положения о нем, который утверждается соответствующим вышестоящим государственным органом или должностным лицом. В период, когда Департамент охотничьего хозяйства был структурным подразделением Министерства сельского хозяйства РФ, действовало Положение о нем, утвержденное надлежащим образом 19 мая 2008 г. Возглавил соответствующий Департамент в МПР А.Е. Берсенев. Читатели нашего журнала, других периодических охотничьих изданий помнят, какой острой критике подвергался он, что в конечном итоге привело к его увольнению. Как бы в ответ и в укор критикам Берсенева в 2015 г. на эту должность был назначен далекий от вопросов охоты и охотничьего хозяйства С.Н. Будилин, который восседал на этой должности примерно полтора года, видимо, только для того, чтобы в его послужном списке появилась запись о пребывании на этой должности и тем самым обеспечить дальнейший карьерный рост. Конечно, встает вопрос: успел ли Будилин за это время ознакомиться с кругом задач, возложенных на Департамент? Одновременно и я решил познакомиться с Положением о Департаменте. Мои поиски этого документа в Интернете не увенчались успехом. Позвонил исполняющему обязанности директора Департамента Александру Михайловичу Федотову. Его ответ меня обескуражил. Оказывается, до сих пор после вступления Закона «Об охоте…» в силу, Минприроды России не обеспокоилось разработать и утвердить положение о Департаменте. До сих пор Департамент работает по принципу: иди туда — не знаю куда, делай то — не знаю что. Чýдны твои дела, Господи! Встает еще один вопрос: будет ли Стратегия воплощена в жизнь, если до сегодняшнего дня не организована работа Департамента с длинным и ошибочным названием, который непосредственно должен этим заниматься? Возникают обоснованные сомнения. К тому же Стратегией предусмотрено решение задач, практически трудно разрешимых или вообще не разрешимых, если не будет основательно изменен или принят новый Федеральный закон «Об охоте…». Например, Стратегией при решении задачи обеспечения доступности охоты для населения, поддержки общественных объединений и коллективов охотников предусмотрены такие мероприятия, как: совершенствование механизма закрепления охотничьих угодий за местными общественными объединениями, основной уставной деятельностью которых является реализация прав охотников; совершенствование принципов распределения разрешений на добычу охотничьих животных между охотниками на территории государственного резервного фонда охотничьих угодий («общедоступные охотничьих угодья» — прим. автора); совершенствование нормативно-правовой базы, предусматривающей право граждан на осуществление охоты. Предусмотренные Стратегией мероприятия дословно включены в План мероприятий Минприроды России по ее реализации. При этом по первому мероприятию предусмотрено представление аналитического доклада в 2017 г., по второму — ежегодное в IV квартале издание нормативно-правового акта Минприроды России и субъектами РФ, по третьему — разработка в 2017 г. проекта федерального закона. Я не буду останавливаться на рассмотрении всей Стратегии, а остановлюсь только на названной задаче, по решению которой предусмотрено совершенствование механизма закрепления охотничьих угодий за местными общественными объединениями, основной уставной деятельностью которых является реализация прав охотников. Планом Минприроды России по решению этой задачи предусмотрено представление аналитического доклада в 2017 г. На сегодняшний день многие охотничьи угодья закреплены. В большинстве регионов России низовые общественные организации охотников получили самые отдаленные от населенных пунктов и самые бедные охотничьи угодья. Как Минпpироды России будет перераспределять эти охотничьи угодья? Ведь существует только один путь — изымать у предпринимателей, которые не разрешают местным охотникам охотиться в этих охотничьих угодьях, и закреплять их за общественными организациями охотников. Государство на принятие такого решения вряд ли пойдет? Ведь в таком случае надо предварительно менять Закон «Об охоте…», что не предусмотрено планами Минприроды России. Поэтому Стратегия останется только не исполненной бумагой. В Стратегии правильно отмечен ряд негативных факторов в охотничьем хозяйстве России. В частности, возросла численность некоторых хищных видов охотничьих животных (волк, лисица, шакал, американская норка). Браконьерство названо одним из основных факторов, сдерживающих рост численности охотничьих животных. Отсутствие единой системы государственного управления ресурсами животного мира и средой их обитания на федеральном и региональном уровнях, соответствующих федеральных планов управления мигрирующими видами охотничьих животных. Низкий уровень охотничьей культуры и этики является одной из основных проблем нарушения правил охоты. Дефицит кадров в сфере охотничьего хозяйства, имеющих профильное образование, и научных разработок, являющихся одним из основных факторов сдерживания экономического роста. Не видеть того факта, что решение вопросов охоты и охотничьего хозяйства в стране в настоящее время находится в тупике, значит, вообще не понимать сложившейся ситуации. Департамент, как структурное подразделение Минприроды России, решить стоящие задачи не сможет. Нужен самостоятельный государственный орган исполнительной власти, подобный существовавшему Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников РСФСР, с подчинением его непосредственно Правительству Российской Федерации. И нужен новый закон об охоте и охотничьем хозяйстве с более широкими правами общественных объединений охотников. ОиОХ
| |
Категория: OXOTA | Просмотров: 790 | |
Всего комментариев: 0 | |