Главная » 2015 » Май » 25 » Кузнецы Тулы. «… Шли по Туле мастера…»
13:51

Кузнецы Тулы. «… Шли по Туле мастера…»

Картинка к материалу: «»

С удалью похвальной                                                 
Утирают пот с лица,                                                    
Наклонясь над наковальней,                                       
Два весёлых кузнеца.                                                 
И приплясывают дружно                                           
Озорные молотки:                                                       
«У России будут ружья,                                            
Будут острые штыки!..»                                              
Валерий Савостьянов, тульский поэт
                        

 

Сергей Александрович Епишкин

С раннего детства лично для меня слова «тульский оружейник», «тульский кузнец», «тульский мастер» были наполнены почти мифологическим смыслом. Мне тогда казалось, что тульские кузнецы-оружейники такие же былинные персонажи, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Став взрослее, увлёкся охотой и неоднократно посвящал этому досугу своё свободное время на тульской земле, а вот в самом городе довелось побывать только в самом начале этого года – видимо, пришло время.

Писать о г. Туле и тульских оружейниках задача сложня. Знаковый коренной город русской истории и оружейной славы, город-воин, город-созидатель. Писать о его мастерах можно в формате энциклопедии – настолько богата его история и современность большими свершениями и выдающимися достижениями в области конструирования и производства самых разных видов оружия, а самое главное – талантливыми людьми. Моя задача несколько проще – рассказать о двух современных мастерах-оружейниках Олеге Сергеевиче Семёнове и Сергее Александровиче Епишкине. А проще ли? Ну что же, дорогу осилит идущий.
Мы с женой выехали из Москвы и направились в Тулу на встречу с мастерами. Договорились заранее, хотя они меня совсем не знали. Это был добрый знак. Въехав в город, буквально через несколько километров увидели новое здание Тульского музея оружия, стилизованного под древнерусский шлем. А когда, после осмотра ещё не до конца развёрнутой экспозиции, вышли на улицу, нас встретил малиновый звон колоколов Христорождественского (Николо-Зарецкого) храма. Возникло непередаваемое ощущение лёгкости, праздничности, правильности того, что мы делаем.
Первая встреча у нас состоялась с Сергеем Епишкиным. По моей просьбе, она проходила в мастерской и кузнице мастера. Но сначала немного биографического материала. Сергей родился в 1978 г. в Зеленограде. В Тулу приехал учиться и здесь встретил свою любовь, и остался на тульской земле, и, по-моему, не жалеет. Кузнечному мастерству обучался у Е. Лапуш­кина, а граверное дело осваивал под руководством таких корифеев, как С.Данилин и А.Сальников. Автор­ским холодным оружием начал заниматься с 1997 г. Член гильдии мастеров-оружейников России, член Творческого союза художников России. Участник многих престижных выставок.
Основным в творчестве Сергея является ковка клинков. Хочется отметить, что в процессе общения Сергей ни разу не употребил слово «дамаск». Он говорит «мозаичная сталь». Сначала я не обратил на это внимание, а потом понял, насколько он прав. Действительно, мы уже привыкли говорить «дамаск», а что это на самом деле? Дальше начинается полёт фантазии и бесчисленное множество версий. Сергей говорит «мозаичная сталь», и каждому понятно, о чём идёт речь. Так что же это такое «мозаичная сталь» в исполнении Сергея Епиш­кина?
По составу пакета у него нет никаких секретов: ШХ15, ХВГ, У10 на режущую кромку клинка, никель и СТ3 на его тело (обушок). По мнению Сергея, этот апробированный многими состав пакета даёт наиболее гармоничное сочетание твёрдости РК на сохранение режущих свойств и удержание ударных нагрузок, а также достаточную упругость для удержания нагрузок поперечных. Никель в составе пакета играет исключительно декоративную роль, отделяя одну зону от другой. Мастер подчёркивает, что никель ни в коем случае не должен попадать на РК, поскольку резко ухудшает её режущие свойства. На готовом клинке (см. два клинка снизу) это выглядит так.
Согласитесь, такой рисунок может сделать далеко не каждый кузнец!
Обращают на себя внимание тончайшие линии чередования чёрного и светлого, что говорит об очень высоком качестве ковки. При этом Сергею удаётся поместить ещё и самостоятельный узор в средней части некоторых клинков, что, безусловно, свидетельствует о высоком мастерстве. Хочу обратить внимание читателей на то, что именно в зоне РК у клинков Сергея преобладают чёрные, т.е. наиболее твёрдые слои, что так же говорит о продуманности в изготовлении клинков в процессе ковки.
Таким образом, даже не проводя какой-либо инструментальный анализ, только визуально можно определить, что клинки Сергея обладают очень высокими эксплуатационными характеристиками. Хочу при этом добавить, что и ТО мастер делает в оптимальных параметрах. Закалка до отпуска обычно в пределах 61 ед. и после отпуска 58-59 ед. Не стоит забывать, что у нас довольно холодные зимы. И такой уровень твёрдости позволит избежать неприятностей в условиях зимней охоты. Это тем более важно, что закалка одинакова для всего клинка, зонный вариант Сергей не применяет.
Оставаясь прекрасным кузнецом, Сергей непрерывно совершенствует своё мастерство и как сборщик, и гравёр, и резчик по дереву. В последние несколько лет он успешно самостоятельно изготавливает законченные ножи.
Обратите внимание на дизайн и исполнение рукоятей. Такое исполнение мне ещё видеть не приходилось. Они не обременены излишним металлом и при этом смотрятся очень красиво, стильно. Всечка серебром совершенно уместна и не перегружает общий вид ножей.
Сергей предлагает и своё решение для оковки (деталь ножа, на которую осаживается передняя часть рукояти), делая её как бы с наплывом на рукоять и используя полученное пространство для гравировки того или иного узора, орнамента, головы животного и т.д. Сами оковки выполняются из стали, а ручная гравировка и оксидирование придают им очень достойный стильный вид. И что важно при этом подчеркнуть, выбор изображений осуществляется в точном соответствии с каноном – изображение должно показать либо объект охоты, либо способ, т.е. должно соответствовать прямому назначению ножа.

Заслуживает внимания и выборка по нижней части рукоятей. Не уверен, что такая деталь необходима, однако то, что она выглядит гармонично, бесспорно.
Верхнюю часть рукоятей ближе к обушку мастер часто украшает резьбой с растительным орнаментом. И этот элемент декора совершенно уместен и делает ножи очень привлекательными. Понятно, что на зверовой охоте такой нож (точнее рукоять) уязвим для жира, крови и т.д., что неизбежно при разделке копытного зверя. Поэтому напрашиваются две версии таких ножей: подарочная, богато декорированная, и рабочая с минимальным количеством декора, особенно резьбы по дереву. Или же использование таких ножей на других, не зверовых, охотах. Но это сугубо моё мнение, на котором я не настаиваю. В эстетическом же плане они безупречны.
На творчество Сергея Епишкина большое влияние оказывает и то, что он является не только кузнецом, гравёром и дизайнером своих ножей. Помимо этого, Сергей настоящий охотник с подружейной собакой (у него прекрасный обученный курцхар), что мне, как легашатнику, особенно приятно.
Практическая охота с подружейной собакой, безусловно, подсказывает мастеру не только конструкцию и исполнение, но и декор охотничьих ножей.
Посмотрите на эти ножи: лёгкие, надёжные, очень красивые и, безусловно, функциональные. Как раз для ходовых охот. Основной боковой профиль – нормальный нож. Реже встречается профиль clip point. Спуски, как правило, от обушка. Сведение примерно до 0.3 мм. Поперечный профиль – симметричный клин. Такими ножами решаются любые задачи, связанные с ходовыми охотами по перу или на мелкого (заяц, лиса) зверя, а также с обеспечением бытовых потребностей охотника в процессе такой охоты.
Ещё одна немаловажная деталь – ножны. У Сергея это, как правило, кожаные ножны без вкладыша с фиксацией по рукояти, которая утапливается примерно на две трети длины – функционально, безопасно, надёжно. При этом применяется и довольно симпатичный декор. Подвес – свободный.
Следует добавить, что Сергей формирует образ будущего ножа, полностью отковывает и доводит клинок, собирает нож. А вот гравировку, резьбу по дереву по его рисункам или замыслу делают другие мастера, как, собственно, и изготовление ножен. В общем-то это нормальное разделение труда, иначе временные затраты и себестоимость таких ножей были бы просто запредельными.
Помимо ножей с фиксированными клинками, Сергей делает и складники. И в этих ножах присутствует стильный дизайн и надёжность конструкции.
В творческих планах Сергея Епишкина изготовление кинжальных клинков и кинжалов в стиле кавказских клинков типа «кама». Сложность их изготовления определяется как геометрией, так и той техникой ковки, которую применяет Сергей. Пожелаем ему успехов и будем ждать новых интересных работ.
В целом, говоря о творчестве Сергея, конечно, нельзя ограничиваться только ножевой тематикой. Когда мы ехали в кузницу мастера он сказал, что недавно закончил ковку заказа из двух деревьев – одно будет использоваться как вешалка (и я могу это представить), а второе… в качестве дивана. Вот тут моё воображение забуксовало, и я в очередной раз убедился: мастера (Сергей Епишкин) и обыкновенные люди (автор статьи) существенно отличаются друг от друга.
В заключение хочется пожелать мастеру успехов, и будем ждать новые интересные работы.

МР.

Просмотров: 2254 | Добавил: юрий
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Новые комментарии
Полковник (03.02.2021) 46 лет  с ТОЗ-34Р, охотился на Кольском полуострове, Карелии, Ленинградской области, Урале, Башкирии, в различных климатических условиях, но ни грамма
юрий (08.02.2018) 100 миллионов на убийство бездомных животных накануне ЧМ по футболу 2018
Korch (20.01.2018) Мероприятие было вроде.Но конечно не в тех объёмах как хотелось бы.Решения по запрету еще не принято,но как я понимаю ЗЕЛЁНЫЕ рулят!
Реклама