Существует ловкий рекламный трюк, позволяющий привлечь внимание к товару – сделать макет или копию продаваемого продукта с невообразимо гигантскими размерами. Однако немецкий канал Pro7 и известный производитель дамасской стали Маркус Бальбах руководствовались при изготовлении гигантского ножа длиною свыше 2 м совсем иными соображениями. Речь шла о научном эксперименте, целью которого был поиск граничных возможностей по изготовлению изделий из дамаска, традиционно являющихся вершиной кузнечного ремесла.
Проект «Нож из дамасской стали XXL» родился в начале этого года по предложению Маркуса Бальбаха, федерального руководителя группы немецкой ассоциации металлургов и известного производителя дамасских сталей. Дамаски Маркуса Бальбаха, в частности, применяются в ножах таких известных фирм, как Böcker, Puma, EKA, Herbertz и Eickhorn. Немецкий предприниматель обратился к руководству телевизионного канала Pro7 с предложением снять фильм об уникальном научном эксперименте, который должен быть проведён в его кузнечной мастерской. Суть заключалась в изготовлении ножа из дамасской стали такого большого размера, насколько это возможно.
При этом накладывались очень жёсткие ограничения: все работы должны были проводиться вручную, в кузнечной мастерской, без применения больших печей, манипуляторов и вообще промышленного кузнечного оборудования. Эксперимент должен был дать ответы на вопросы: сколь большим может быть нож из дамасской стали? Где лежат пределы возможностей человека и материала при проведении такой уникальной работы? Будет ли пригоден полученный нож для выполнения каких-либо функций или окажется ни к чему не пригодным?
Теоретически было возможно использование в качестве заготовки пакета из дамасской стали весом 50 кг. Путём сварки и ковки из данной заготовки должен быть сделан гигантский клинок, который должен пройти все традиционные стадии производства ножей: закалку, шлифовку, заточку. По словам Маркуса Бальбаха, из клинка такого ножа размера XXL можно было изготовить 400 обычных ножей с длиной клинка в 10 см.
На изготовление «Ножа для Гулливера» потребовалось три недели, при этом все важнейшие этапы работы были засняты телеоператорами канала и легли в основу спецвыпуска научно-популярной передачи Galileo, впервые вышедшей в эфир в этом году.
Самый большой в мире нож из дамасской стали получился длиной 211 см и весил 51 кг. Его клинок состоял из 320 слоёв, что, как утверждает создатель ножа, является предельным значением для дамасков. Своей конструкцией гигантский нож точно повторял модель, которая по размерам была ровно в десять раз меньше.
Бальбах использовал в данной работе особый вид дамаска, именуемый «масаме». Это японское название обозначает один из наиболее трудных для получения видов дамасской стали. Ковка слоёв такого дамаска осуществляется в положении «на ребре», поэтому существует значительный риск отслаивания металла, после чего заготовка становится непригодной для дальнейшей обработки. Рукоятка ножа была выполнена из стальной воронёной пластины и деревянного бруса, выточенного из 300-летнего дуба.
И ещё любопытная деталь. В качестве исходного материала для своих дамасков Маркус Бальбах использует ствольную сталь снятой с вооружения военной техники. Так, например, дамаск G3 включает в качестве одного из двух компонентов ствольную сталь винтовки Heckler & Koch G3; дамаск Leo I, II, III, IV и V – различные комбинации инструментальных, подшипниковых, улучшенных сталей и ствольной стали пушки танка «Леопард-1»; дамаск «Еврофайтер» – комбинацию из сталей, одна из которых принадлежала пушке Mauser BK-27, используемой на боевых самолётах люфтваффе.
Но самое интересное в ноже-гиганте то, что это настоящий нож, а не макет или модель, и им можно действительно резать! Особо впечатляющими в передаче о «ноже размера XXL» были кадры испытания ножа, когда его лезвие легко справлялось с различными материалами и предметами, будь то бумага, помидор или кочан капусты. Кроме того, нож-гигант, как и другие ножи и изделия из металла кузницы Бальбаха, можно купить. Разумеется, цена XXL-ножа отличается от стоимости своих меньших собратьев и соизмерима с ценой приличного джипа.
Маркус Бальбах рассказал мне, что его предки происходят из России. Его прапрапрадедом был знаменитый князь Иван Семёнович Дорохов, генерал-лейтенант и герой Отечественной войны 1812 года, воевавший под началом Багратиона и участвовавший в Бородинском сражении. Не менее известен и прапрадед немецкого кузнеца-художника Руфин Дорохов. Несмотря на знатное происхождение, он большую часть жизни служил рядовым, участвуя в войнах на Кавказе. Виной был неукротимый и вспыльчивый характер Руфина: только в дуэлях он участвовал 14 раз. В формулярном списке Дорохова есть запись: «В театре на балконе Дорохов сел на плечи какого-то статского советника и хлестал его по голове за то, что тот в антракте занял место незанумерованное и им перед тем оставленное». За такие проступки Дорохов был сослан на Кавказ. Однако благодаря необычайной храбрости и решительности, поражавшей даже самых смелых людей, ему удалось вернуть офицерский чин и заслужить ряд наград.
Руфин Дорохов участвовал вместе с Михаилом Лермонтовым в 1840 году в Галафеевской экспедиции, а также встречался и был знаком с другим величайшим русским поэтом, Александром Пушкиным. Р. Дорохов, слывший на Кавказе личностью легендарной благодаря как своим подвигам, так и гусарским выходкам, стал прообразом Долохова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Погиб он в 1852 году в бою с чеченскими горцами. К сожалению, у Маркуса Бальбаха сохранилось не так много документов, раскрывающих историю знаменитой фамилии, лишь официальное свидетельство о родстве с семьёй Дороховых, свидетельство о рождении отца и семейный фотоальбом.
Маркус Бальбах работает в кузнице уже 18 лет. Его отец также был кузнецом, и кузнечный промысел перешёл к нему по наследству. Когда Маркус Бальбах стал работать самостоятельно, он начал поиски продукта, который бы можно было продавать не только местным заказчикам, но и повсеместно. Так он пришёл к идее производства дамасской стали. Начало было непростым, в то время не существовало столь много литературы по данной теме, не было такого обилия информации в Интернете. Поэтому ему пришлось много экспериментировать самому, действуя методом проб и ошибок. Чтобы окончательно встать на ноги, понадобилось пять лет. Лишь после этого пришло признание его работ, и Маркус Бальбах вместе с Манфредом Заксе стали в то время почти единственными изготовителями дамаска в Германии. Сегодня предприятие Бальбаха занимает площадь 13400² м и насчитывает 7 работников. Основное поле деятельности фирмы – изготовление дамасской стали для ножей При этом дамаски Бальбаха идут не только в традиционный центр немецкой ножевой индустрии г. Золинген, но и за границу – в Швецию, Швейцарию и даже Китай. Маркус Бальбах ещё работает как скульптор по металлу и реставратор. Не раз ему приходилось выполнять заказы археологов, приносивших редкие находки из металла и просивших реконструировать либо само изделие, либо технологию его изготовления, чтобы подтвердить или опровергнуть ту или иную научную гипотезу.
Кузница Маркуса Бальбаха производит 30 тысяч ножевых клинков в год, она перегружена работой: немецкий мастер берёт к исполнению только 20% клиентских заказов. Нередко Маркусу и его коллегам приходится трудиться и в выходные. Хозяин мастерской с улыбкой вспоминает то время, когда он работал в одиночку, производя чуть более 300 клинков в год, и был страшно доволен этим достижением. Ежегодно Маркус Бальбах перерабатывает 15 т стали, расходуя при этом до 24 тонн угля. Принято же считать, что если деревенская кузница перерабатывает более 2 т металла за год, то это очень много. Отнимают время и ученики. Фирма Бальбаха проводит профессиональные курсы, на которых ведётся подготовка подмастерьев к экзамену на звание мастера. Часто приходят в мастерскую и кузнецы – коллеги, обращающиеся к кузнечному «гуру» за советом.
Фирма Маркуса служит своего рода Меккой для изготовителей ножей, экспертов по сталям и музейных специалистов-оружейников. Регулярными гостями стали телевидение и пресса. О том, сколько журналистов побывало в мастерской, немецкий кузнец-художник затрудняется ответить. Не было недели, чтобы кто-нибудь не обращался с просьбой об интервью или репортаже. И всё же Маркус Бальбах не жалуется на постоянную занятость – его дом находится рядом с кузницей, и это позволяет выкроить время для семьи и детей.
В отличие от практиков, порой с некоторой иронией воспринимающих теорию и научные изыскания, Маркус Бальбах очень серьёзно относится к исследованиям учёных и глубоко убеждён, что даже в такой «древней» области, как дамаск, существует ещё многое для изучения и дальнейшего развития технологии производства. В частности, продуктом его совместной работы с учёным-металлургом, доктором Хербертом Вайсхауптом, явился уже упомянутый дамаск Leo, получаемый из отслуживших срок танковых пушек.
По своим свойствам Leo – уникальный материал среди дамасских сталей, он обладает твёрдостью 65…67 единиц Роквелла (для сравнения: у обычного кухонного ножа твёрдость клинка до 53 HRC). Свойства данной стали позволили даже поставить под сомнение достаточно распространённое мнение об исключительно декоративной роли современных дамасков.
Дамасский нож размера XXL, сделанный Маркусом Бальбахом, наглядно продемонстрировал возрождение интереса к этому виду художественной ковки. Когда в 1987 году Маркус решил вместо поступления в университет выбрать такую специальность, вряд ли кто-либо в Германии мечтал стать кузнецом. Всего две кузнечные мастерские, производящие дамаск, были в стране через четыре года. Сегодня же их число измеряется сотнями. В таком росте популярности дамаска лежит немалая заслуга талантливого кузнеца-художника земли Хессен, корни которого происходят из России.
|