Главная » 2014 » Июнь » 30 » Памятные даты, 6 июля 1927 года
17:38

Памятные даты, 6 июля 1927 года

Картинка к материалу: «»

На вооружение Красной Армии был принят первый танк массового серийного производства – лёгкий танк МС-1 (малый сопровождения, первый).

Хорошо известно, что первые броневые, как говорили тогда, подразделения Красной Армии долгое время комплектовались исключительно трофеями, в основном, английского происхождения. В 1920 году на заводе «Красное Сормово» было построено пятнадцать танков типа «русский Рено». Правда, ввиду полного отсутствия на тот период требуемой промышленной базы для выпуска столь сложной техники сборкой этих бронемашин и закончился первый этап строительства отечественных танков. Даже к 1927 году броневые силы РККА состояли всего лишь из одного танкового полка, оснащённого трофейными танками МкIV или МкV, шести автобронедивизионов с устаревшими броневиками «Остин-Путилов» или «Путилов-Гарфорд» и нескольких десятков бронепоездов. В связи с этим, весьма показателен тот факт, что ещё 6 мая 1924 года особое Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП) приступило к поиску концепции и путей разработки «пехотного танка будущего». Неторопливые работы здорово подстегнула трёхлетняя программа танкостроения, принятая на высшем уровне в 1926 году. В результате титанических усилий инженеров и конструкторов уже весной 1927 году цеха опытной мастерской петроградского завода «Большевик» (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод) покинул новейший, построенный «по мотивам» итальянского «стального монстра» Fiat 3000, опытный танк Т-16 с пушечным вооружением. 37-мм орудие французской фирмы «Гочкис», размещённое в башне танка, было слегка усовершенствовано конструктором П. Сячинтовым и получило имя «Гочкис-ПС». До середины лета 1927 года Т-16 изрядно «помучили» заводскими испытаниями. Как водится, по их итогам вносились постоянные улучшения – совершенствование опытных образцов, среди которых была и модификация Т-18, затянулось до ноября, даже несмотря на то, что Реввоенсовет СССР уже успел принять 6 июля эту замечательную машину на вооружение, присвоив модели Т-18 новое наименование МС-1. Массовое производство новорождённых советских танков, предназначавшихся для тесного взаимодействия с пехотой и сопровождения её в бою, началось в следующем году. 1 февраля 1928 года заводу «Большевик» был выдан первый заказ на производство 108 серийных Т-18 в течение 1928-1929 г.г.

Экипаж Т-18 или МС-1 составляли два человека, механик-водитель и командир, также выполнявший функции стрелка. Броневые противопульные листы корпуса и башни танка имели толщину 16 мм. Крыша и днище защищались 8-мм бронёй. Полная боевая масса достигала 5900 кг. Двигателем служил однорядный карбюраторный мотор воздушного охлаждения конструкции А. Микулина с четырьмя вертикально расположенными цилиндрами (мощность 35 л.с.). Первоначальную максимальную скорость в 16 км/ч удалось повысить до 22-24 км/ч только в 1930 году за счёт применения более мощной энергетической установки. Т-18 был вооружён короткоствольным 37-мм орудием в бронемаске (скорострельность – 10-12 выстрелов в минуту) и спаренной пулемётной установкой системы В. Фёдорова, Д. Иванова и Г. Шпагина. Два ствола 6,5-мм пулемёта конструкции Фёдорова (созданного на базе его знаменитого малокалиберного автомата) располагались в единой ствольной коробке, питание осуществлялось из двух коробчатых магазинов ёмкостью по 25 патронов каждый. В задней грани башни танка образца 1928 года имелась амбразура для установки пулемёта для стрельбы назад. На танках выпуска 1930 года от задней амбразуры отказались. Надо сказать, в ходе последующей модернизации танка уникальная пулемётная установка Фёдорова-Иванова-Шпагина была успешно заменена на ставший штатным 7,62-мм танковый пулемёт В. Дегтярёва ДТ с диском на 63 патрона.

Боезапас бронемашины поздних выпусков составлял 104 пушечных выстрела с осколочными снарядами и картечью и 2016 патронов к пулемёту (32 магазина ДТ).

Общее количество собранных МС-1 в различных источниках разнится в весьма широких пределах, но наиболее вероятная цифра – 959 единиц всех модификаций, выпущенных за четыре года в четырёх производственных сериях. Известно, что выпуск первых тридцати танков профинансировало общество ОСОАВИАХИМ. 7 ноября 1929 г. они приняли участие в парадах в Москве и Ленинграде под общим неофициальным лозунгом «Наш ответ Чемберлену». В том же ноябре девять танков в составе Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии получили боевое крещение на границе СССР в районе станции КВЖД Маньчжурия и г. Чжалайнор. Как указывалось в донесении командира 108-го Белорецкого стрелкового полка, «своими действиями танки оказывали большую моральную поддержку бойцам и своим огнём и видом вносили полную деморализацию в ряды противника… В очистке блиндажей во многом помогли те же танки – двумя-тремя выстрелами в упор внутрь блиндажа, прекращая всякое сопротивление противника». Даже осенью 1938 года после пограничного конфликта у озера Хасан снятые с вооружения, морально устаревшие и достигшие крайней степени износа МС-1 продолжали использоваться в укрепрайонах в качестве неподвижных бронированных огневых точек.

Просмотров: 829 | Добавил: юрий
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Новые комментарии
Полковник (03.02.2021) 46 лет  с ТОЗ-34Р, охотился на Кольском полуострове, Карелии, Ленинградской области, Урале, Башкирии, в различных климатических условиях, но ни грамма
юрий (08.02.2018) 100 миллионов на убийство бездомных животных накануне ЧМ по футболу 2018
Korch (20.01.2018) Мероприятие было вроде.Но конечно не в тех объёмах как хотелось бы.Решения по запрету еще не принято,но как я понимаю ЗЕЛЁНЫЕ рулят!
Реклама