31 октября 1943 года
В последний день октября 1943 года постановлением ГКО № 4479сс на вооружение Красной Армии был принят тяжёлый танк прорыва ИС-2 – самый мощный и наиболее тяжелобронированный из всех советских серийных танков, участвовавших в боевых действиях Великой Отечественной войны.
Непростой путь к созданию этой легендарной боевой машины начался в феврале 1943 года – именно тогда Челябинскому Кировскому заводу (ЧКЗ) и заводу № 100 НКТП, как тогда именовался Опытный танковый завод, предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца новых танков под грозным именем «Иосиф Сталин». Один из них, вооружённый 76-мм пушкой ЗИС-5, получил условное обозначение ИС-1; второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11, позаимствованной, кстати, у опытного тяжёлого КВ-9, позже стал известен как ИС-2.
Современники вспоминали, что важнейшим стимулом к разработке машин нового поколения стало несколько неожиданное появление на советско-германском фронте осенью-зимой 1942-1943 годов тяжёлых вражеских танков «Тигр». В начале апреля 1943-го, после получения достоверных данных о бронезащите «Тигра», от лица ГКО вышло строгое указание Наркомату вооружения: создать мощные танковые пушки, способные успешно бороться с «толстокожей» техникой врага. Но лишь 4 сентября 1943 года Опытному заводу № 100 поручают спроектировать, изготовить и совместно с Техуправлением ГБТУ испытать до 15 октября вооружённый 122-мм пушкой ИС.
Надо сказать, директор и главный конструктор «сотого» завода Ж.Я. Котин уже давно присматривался к 122-мм корпусной пушке обр.1931/37 г. (А-19). Идея установки мощного ствола А-19 (после обязательного введения в конструкцию орудия дульного тормоза) в башне танка с использованием круглой люльки, противооткатных устройств и подъёмного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11 была одобрена на самом высоком уровне.
Первые серийные танки ИС-122 были изготовлены на ЧКЗ в декабре 1943 года. Экипажи 46-тонных машин состояли из 4-х человек. Новое 122-мм орудие Д-25Т конструкции Ф.Ф. Петрова с длиной ствола 48 калибров и с клиновым полуавтоматическим затвором позволило обеспечить скорострельность в 1,5-2 выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания 53-В ОФ-471 с осколочно-фугасными снарядами и 53-В БР-471 с бронебойно-трассирующими. Сразу же после принятия на вооружение ИС-122 был переименован в ИС-2. В середине 1945 года после выпуска 3475 танков этого типа их производство было завершено.
Компоновка тяжёлого танка ИС – классическая, с кормовым расположением трансмиссии.
Мощность дизельного двигателя – 520 л.с. Броневая защита – от 20 до 160 мм. Корпус танка представлял собой жёсткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Башня – литая, обтекаемой формы. В задней части башни в приливе с левой стороны крепилась шаровая установка кормового 7,62-мм пулемёта ДТ (на нём предусматривалась установка снайперского 3,5-кратного оптического прицела ПУ). Другой размещённый в башне пулемёт был спарен с пушкой. Третий ДТ, курсовой, жёстко закреплялся в корпусе танка (общий боекомплект пулемётов – 2331 патрон). Кроме того, начиная с января 1945 года на части танков ИС-2 на особом кронштейне подвижного погона командирской башенки устанавливался зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК обр. 1938 г. с коллиматорным прицелом К-8Т (боекомплект – 250 патронов).
Как и ожидалось, ИС-2 оказался достойным противником германских Панцерваффе – пушка Д-25Т с начальной скоростью снаряда 781 м/с имела большую дальность прямого выстрела, бронебойный снаряд пробивал 150 мм брони с дистанции 500 м при угле встречи 90° и 120 мм при угле 60°. Достаточно эффективно использовались против немецких танков и мощные 122-мм осколочно-фугасные снаряды, которые также как нельзя лучше подходили для уничтожения долговременных огневых точек.
25 октября 1920 года
В городе Алупка в семье дагестанца и крымской татарки родился Султан Амет-Хан, впоследствии знаменитый лётчик-истребитель, лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), лауреат Государственной премии (1953).
В авиацию он пришёл в феврале 1939 года. По окончании Качинской военной авиашколы им. А.Ф. Мясникова и после недолгой службы в Бобруйске, летом 1940 года молодой лётчик направляется в дислоцировавшийся под Кишинёвом 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа. Здесь, в Молдавии, он и встретил Великую Отечественную войну.
Послужной список Амет-Хана, конечно, не столь впечатляет, как заслуги Кожедуба или Покрышкина, но всё же – в военные годы он совершил 603 боевых вылета, провёл 150 воздушных боев, в ходе которых сбил 30 вражеских самолётов лично и 19 в группе.
Первую воздушную победу Султан праздновал 31 мая 1942 года. В небе над Ярославлем он был вынужден таранить крылом своего ленд-лизовского «Харрикейна» немецкий бомбардировщик «Юнкерс» Ju.88D-1. К несчастью, при сильном ударе истребитель Амет-Хана прочно застрял в загоревшемся «Юнкерсе», но лётчику всё же удалось чудом выбраться из кабины своего самолёта и выпрыгнуть с парашютом.
В небе Сталинграда, будучи включённым в состав специальной, созданной в противовес немецким асам, группы и воюя уже на Як-7Б, Амет-Хан зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. В октябре 1942 года он становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка, в котором он провоевал до самого конца войны. Лётчику «посчастливилось» лично проверить в воздушных сражениях боевые и эксплуатационные качества целого ряда истребителей, советских и иностранных. Среди них И-153, Як-1, «Харрикейн», Як-7Б, «Аэрокобра», Ла-7. «Пересаживаемся с ишака на жеребца», – шутил он при переучивании на каждый новый самолёт. В январе 1944 года после короткого знакомства с кабиной захваченного фашистского разведчика «Физелер-Шторх», опытный пилот без труда совершил на нём самостоятельный вылёт. Последний бой гвардии майор Султан Амет-Хан провёл 29 апреля 1945 года над берлинским аэродромом Темпельхоф, добавив к списку побед ещё один «Фокке-Вульф» FW.190.
В апреле 1946 года подполковник Амет-Хан увольняется в запас. Так вышло, что ненадолго. Уже в феврале следующего, 1947 года, несмотря на изрядные трудности в «национальном вопросе», он становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института.
В самом конце 40-х С.Амет-Хан совместно с А.П. Якимовым приступает к отработке системы автоматической дозаправки самолётов методом «с крыла на крыло», а в июне 1949 года вместе с И.И. Шелестом успешно осуществляет на самолёте Ту-2 первую в СССР полностью автоматическую дозаправку в воздухе. За проведение рискованных испытаний разработанного ОКБ А.И. Микояна и КБ-1 пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС Султану Амет-Хану присуждается Сталинская премия 2-й степени (она же Государственная премия СССР).
Четверть века отдал он испытательной работе. Множество полётов были выполнены для отработки систем катапультирования из различных самолётов, постоянно проводились испытания авиадвигателей на различных летающих лабораториях. За это время испытатель освоил около 100 типов летательных аппаратов, общий его налёт составил 4237 часов. В сентябре 1961 года С.Амет-Хан становится Заслуженным лётчиком-испытателем СССР.
1 февраля 1971 года при выполнении очередного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя, отважный лётчик трагически погиб…
22 октября 1702 года
В ходе Северной войны 1700-1721 гг. русские войска добились своей первой крупной победы – в результате решительного штурма они захватили крепость Нотебург («Ореховый город»), как именовали тогда древнюю новгородскую крепость Орешек у истока Невы, находившуюся в шведском владении.
В «абордаже» крепости приняли участие 14 русских полков и два специально построенных 12-пушечных фрегата. Шведский гарнизон во время осады насчитывал около 600 человек и 140 орудий. План наступления разработал лично Пётр I, по окончании жаркой битвы изрёкший: «Зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен». Русским досталось 129 пушек, 1117 мушкетов и разное другое вооружение. Всего на Ореховом острове погибло свыше 500 русских солдат и офицеров, 1000 получили ранения. Впервые в российской истории все участники штурма были награждены особыми медалями.
Захваченная цитадель вскоре была переименована в Шлиссельбург, т.е. «ключ-город». На Государевой башне Пётр I повелел укрепить символический ключ в ознаменование того, что взятие крепости послужит ключом к грядущим победам в Северной войне и откроет всё-таки путь к Балтийскому морю. «Сим ключом много замков отперто», – напишет в 1718 году великий российский император.
Любопытно, что после скорого основания Санкт-Петербурга и Кронштадта оставшийся не у дел Шлиссельбург «перепрофилировали» под банальную тюрьму для политических. В России стали шёпотом поговаривать: «язык до Киева доведёт, а перо – до Шлиссельбурга»…
|