14:50 Передача оружия, что грозит | |
Водорезов Ю. Г. просит разъяснить, что следует понимать под передачей оружия другому лицу и можно ли использовать нарезное оружие, в частности, при охоте на лисицу и бобра? О передаче оружия говорится в нескольких действующих нормативно-правовых актах. Передача может совершаться по закону, а может совершаться и противозаконно. Например, владелец охотничьего ружья решил подарить его своему другу. В этом случае, в соответствии с Федеральным законом “Об оружии”, друг должен получить в органе внутренних дел лицензию на приобретение охотничьего оружия. Владелец по месту регистрации ружья должен обратиться в полицию с заявлением о намерении передать ружье конкретному лицу. В полиции ружье будет перерегистрировано на нового владельца ружья. Таким образом, ружье будет передано другому лицу по закону. В Уголовном кодексе РФ (ст. 222 ч. 1) за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) предусмотрена уголовное наказание. Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (ч. 2) или организованной группой (ч. 3), предусмотрено более суровое наказание. В части четвертой этой статьи предусмотрена ответственность за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 5 от 25.06.1996 г. с внесенными в него изменениями постановлениями от 6.02.2007 г. № 7, от 3.12.2013 г. № 34 и другими разъяснил, что под незаконным сбытом оружия и боеприпасов следует понимать их продажу, дарение, обмен, передачу в уплату долга и т.д. При сбыте оружия и боеприпасов эти предметы переходят в безвозвратное отчуждение, в собственность другого лица в результате сделки, которая может быть возмездной, но может быть и безвозмездной. А передачей оружия будут считаться те действия собственника оружия, при которых он остается его собственником, но передает оружие и боеприпасы временно, например, на время проведения охоты и т.п. Можно привести такой пример: гражданин в собственности имеет два охотничьих ружья. При выходе на охоту он одно ружье передает родственнику, с которым идет на охоту. В этом случае собственник охотничьего оружия совершает административное правонарушение — незаконную передачу гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 20.8. п. 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а родственник совершает административное правонарушение в виде незаконного ношения гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия. По этой же статье Кодекса несет ответственность собственник огнестрельного оружия ограниченного поражения при передаче его другому лицу и лицо, которое незаконно носит такое оружие. За подобные нарушения предусмотрены довольно суровые меры наказания: наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему, на должностных лиц штраф от 10 до 50 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, либо административное приостановление их деятельности на срок от 10 до 60 суток. Надо заметить, что дела об этих правонарушениях рассматривают органы внутренних дел, но если в этих органах решат, что в данном случае следует конфисковать оружие и патроны, материалы направляются судье, который и принимает решение по этому правонарушению, так как конфискацию оружия может применить только судья. Административным кодексом предусмотрена административная ответственность не только за передачу охотничьего огнестрельного оружия, но и за передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм без разрешения органов внутренних дел (ст. 20. 10. Кодекса). Чем опасны эти правонарушения? Они опасны тем, что нарушают общественный порядок и общественную безопасность. Оконченным это правонарушение считается с момента передачи этих предметов. Эти правонарушения могут совершать как граждане, так и должностные, и юридические лица. В Законе “Об оружии” (ст. 13) четко изложен порядок приобретения оружия и патронов, их регистрация и передача. Хотелось бы напомнить к изложенным правовым нормам из Кодекса РФ об административных правонарушениях еще некоторые из Закона “Об оружии”. Так запрещена передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных учреждениях (ст. 6 п.). В случае выявления нарушения гражданином правил передачи оружия и патронов к нему выданная ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымается органом внутренних дел до принятия окончательного решения в порядке, который установлен законодательством (ст. 26 Закона). Изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел по изложенным в ст. 27 Закона “Об оружии” основаниям, в том числе в случае нарушения гражданином правил передачи оружия и патронов. В правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 с последующими изменениями, перечисляются случаи, при которых граждане могут передавать имеющееся у них оружие и патроны и в какие организации это можно делать. Например, граждане могут передать оружие и патроны в органы внутренних дел: на время отпуска, командировки, лечения и т.п. в организации, ведущие охотничье хозяйство, для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся этими организациями; в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел для проверки технических характеристик и соответствия криминалистическим требованиям; оружие может передаваться гражданам РФ спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб, в том числе для занятия видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия и т.д. Несколько слов о взаимосвязи владения охотничьим оружием на законном основании и производством охоты. В Федеральном законе “Об охоте…” говорится, что любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу в соответствии с действующим законодательством (ст. 14). Охотник кроме путевки и разрешения должен иметь с собой охотничий билет и разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, выданное в порядке, предусмотренном Законом “Об оружии”, кроме случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся к охотничьему оружию. В соответствии с правилами охоты, утвержденными Минприроды РФ от 16 ноября 2010 г. с последующими изменениями, при осуществлении охоты с собой надо иметь охотничий билет, если охота производится с охотничьим огнестрельным или пневматическим оружием — разрешение на его хранение и ношение, в случае охоты в общедоступных охотугодьях — разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, в случае охоты в закрепленных охотугодьях — разрешение на добычу охотресурсов и путевку, если охота производится на иных территориях, должно быть разрешение, выданное уполномоченным лицом. Правила не содержат запрета на применение нарезного оружия при охоте на лисицу, бобра, но охота на сусликов, кротов, хомяков, бурундуков, ондатру, выдру, ласку, водяную полевку осуществляется при помощи самоловов. Таким образом, вопросы передачи оружия и патронов разрешаются Законом “Об оружии”, “Об охоте…”, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814, вышеназванными постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, Правилами охоты. Катаржин П.Ф. из Оренбургской области спрашивает: имеет ли он право, как пенсионер, льготы на оплату за путевку на охоту и имеет ли он право ловить рыбу в водоеме, находящемся в частной собственности? К сожалению, в сети интернет нет сведений о льготах для пенсионеров при приобретении путевок в охотничьих организациях, входящих в Оренбургское областное общество охотников и рыболовов. По телефону председатель областного общества Булгак А.В. сообщил, что в Орском городском обществе охотников и рыболовов, находящимся по месту жительства Катаржина, цена путевки для пенсионеров снижена на 50 %. На водоемах, находящихся в частной собственности, можно ловить рыбу только с разрешения собственника водоема. Тимошенко В.И. из г. Абакана спрашивает, кто из работников полиции имеет право проверять соблюдение правил хранения оружия? В соответствии с Законом “Об оружии” контроль за оборотом гражданского и служебного оружия осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов РФ (ст. 28). В настоящей статье рассматривается вопрос о контроле за оборотом оружия только органами внутренних дел. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (далее Инструкция) с последующими изменениями. Приказом МВД РФ от 29 июня 2012 г. № 646 утвержден Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по контролю за оборотом оружия (далее Регламент), в который приказом МВД РФ от 10 октября 2013 г. М 832 внесены изменения. Среди должностных лиц органов МВД РФ в соответствии с Регламентом, которые имеют право осуществлять контроль за оборотом оружия на районном уровне, названы должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы, подразделений участковых уполномоченных полиции, сотрудники иных подразделений органов внутренних дел, имеющие специальные звания полиции. В Регламенте записано, что должностные лица территориальных органов МВД России при исполнении государственной функции имеют право проводить проверки, в том числе мест хранения оружия и патронов к оружию, разрешений на хранение, хранение и ношение оружия, изымать в случаях, предусмотренных законодательством, оружие и патроны и др. Должностные лица обязаны предъявить по требованию физических или юридических лиц служебное удостоверение и сообщить о цели прибытия на место хранения оружия и патронов. Физическое лицо, в отношении которого проводится проверка, имеет право ознакомиться с документами должностного лица, прибывшего для про ведения проверки, записать данные и проверить его полномочия посредством телефонного звонка, в том числе в соответствующий территориальный орган МВД России, делать в акте проверки письменные примечания (замечания), обжаловать действия (бездействие) должностного лица, проводившего проверку и др. В этом Регламенте записано, что в случае уведомления гражданином органа внутренних дел о принятом решении продать оружие и патроны, полнота проверки и достоверности сведений должна осуществиться в срок не более 11 дней с момента регистрации обращения. Это положение Регламента относится и к разрешению заявления Краснова. Срок осуществления функции по контролю за оборотом оружия в отношении граждан установлен не реже одного раза в год по месту хранения оружия. Для проведения проверки руководитель территориального органа МВД России по месту хранения, использования или торговли оружием направляет уполномоченных должностных лиц (ст. 79). Должностные лица при осуществлении проверки должны представиться, проинформировать о цели прибытия, предъявить служебное удостоверение. При себе должностные лица должны иметь предписание о проведении проверки по установленной форме. При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, должностными лицами устанавливаются (ст. 82):
По результатам проверки должен быть составлен акт проверки, копия которого вручается владельцу оружия (ст. 88). При выявлении нарушения, состав которого предусмотрен кодексом РФ об административных правонарушениях, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушений (ст. 90). Если нарушений не выявлено, в акте проверки делается запись “Нарушений не выявлено”. В связи с такими требованиями, изложенными в названном Регламенте, утвержденном Министром внутренних дел РФ В. Колокольцевым, хотелось бы снова вернуться к письму Хахлина В.М., и посоветовать начальнику полиции Кашину А.А. еще раз посмотреть на свое решение, которым он отнял у пенсионера, инвалида 2-ой группы 500 рублей, и сверить его с требованиями Регламента. | |
Категория: ОРУЖИЕ | Просмотров: 2429 | |
Всего комментариев: 0 | |