21:05 СТРЕЛЬБА ОТКРОВЕНИЯ ЧЕМПИОНОВ | |
СТРЕЛЬБА – ОТКРОВЕНИЯ ЧЕМПИОНОВ Здесь я постарался собрать советы достаточно компетентных экспертов. Следует заметить, что мнения «присутствующих» в данном материале специалистов, часто не попадают в единое «русло» основ стрельбы влет, что дает достаточную почву к творческому подходу освоения стендовых дисциплин и продуктивной стрельбы на охоте. Также была предпринята попытка «ухватиться» лишь за те позиции, на которых заострили наши «собеседники» свои «советы со стороны». Хочется предупредить, что их «откровения» нельзя принимать как неукоснительное «руководство к действию». Почему? Не надо объяснять, тем кто занят стрелковым бизнесом, незачем открывать «все карты», издавая «самоучитель», кто-то ещё остался в профессиональном спорте и ему не нужны лишние конкуренты. А главное, в стрельбе, несмотря на единую базовую основу, мнения, как достичь итогового результата, порой расходятся весьма основательно. А вообще-то, услышать дельный совет, пусть в завуалированной форме, но от специалиста, даже касающийся вас достаточно условно, весьма полезно. Конечно, если присутствует желание и склонность к анализу и совершенствованию личных навыков в стрельбе по быстрым целям. Советы от Джорджа Дигвида. Думаю, что любителям стрельбы по тарелочкам нет необходимости представлять Джорджа Дигвида, тем более, что многие имели возможность познакомиться с его техникой стрельбы лично или по многочисленным видеороликам в интернете.
Начав заниматься стендовой стрельбой в 14 лет на круглом стенде, Джордж завоевал все свои титулы уже стреляя спортинг. Вот несколько позиций, высказанных Дигвидом, на которые следовало бы обратить внимание в первую очередь начинающим стрелкам. 1. Под руководством хорошего тренера овладеть техникой стрельбы можно довольно быстро, но одних его усилий в этом случае будет недостаточно. Стрелок обязательно должен постоянно работать самостоятельно. 2. Мозг стрелка может продуктивно обрабатывать выстрелы не более 3 часов. Поэтому за одну тренировку лучше вдумчиво отстрелять 150–200 мишеней на стенде, чем 500 мишеней, но кое-как. 3. За сезон, а он у меня длится с марта по сентябрь, я расстреливаю порядка 22 тысяч патронов. 4. С надежным ружьем стрелок сосредоточен только на стрельбе, он уверен в своем оружии, и не допускает мысли о чем-то другом. Конечно, оружие и патрон в достаточной степени влияют на результат стрельбы, но если вы не умеете стрелять, то ничто вам не поможет достичь высокого результата. 5. В компакт-спортинге, по моему мнению, ружье должно иметь длину стволов 76–81 см, диаметр канала ствола 18,5 мм, а дульные сужения 0,5 мм (получок). 6. Хоть это особенно к стрельбе не относится, но заслуживает внимание охотников, в первую очередь, если говорить о культуре выстрела. У Д. Дигвида большое (по нашим меркам) хозяйство по дичеразведению. Стрельба по «правилам» Филиппа Торрольда Наверно по уровню популярности среди отечественных спортингистов, Филипу Торрольду в России конкурентов нет. Многие стрелки, прошли его школу на площадках «Лисьей Норы», пытаясь перенять его удивительную технику стрельбы, практически без поводки, но к сожалению достаточно затратную в финансовом отношении (по количеству расходуемых патронов), в используемой Ф. Торрольдом методике, значительного объема настрела. Не берусь утверждать или опровергать такой подход к тренировочному процессу, но закрадывается мысль, что здесь есть толика бизнеса.
Ф. Торрольд на типичной английской охоте по перу фото С. Лосева Итак, что посоветует Торрольд любителям «стрельбы без поводки» или как принято говорить у нас «в точку»: 1. Если ты стреляешь на высоком уровне, это означает, что ты имеешь представление о различной технике обработки мишени, знаешь все дистанции, скорости, типы полётов мишеней и особенности разных видов тарелочек и фонов. То есть ты знаешь всю теорию и неплохо можешь её реализовывать на практике. Я имею в виду дистанцию перед мишенью - так называемое видимое упреждение. Ты должен фокусироваться на мишени, но в то же время контролировать траекторию полёта и упреждение, где будет происходить перехват мишени дробью. Заранее, исходя из анализа всех характеристик полёта мишени, необходимо знать, куда послать дробь перед мишенью, но при исполнении самого выстрела уже ни о чём не думать. 2. Я всем говорю одно и то же и не перестану повторять, это как вести машину. Ты же не анализируешь во время езды, как ты ездишь? Ты ведёшь машину неосознанно, то есть подсознательно. Главное при езде на машине - глаза. Это моё определение выстрела. Таким образом, я заранее составляю план на выстрел, а после команды: «Дай!», работают только глаза, идёт концентрация на мишени и на траектории полёта. Очень важно постоянно быть в полной уверенности в своей способности поражать мишени. Поэтому я никогда не смотрю за тем, как стреляют другие. Я смотрю только траекторию мишени и определяю наилучшее место её поражение и никогда не обращаю внимание, как стреляет другой стрелок. Мой выстрел будет только мой, и он будет уникальный. Главным будет работа моих глаз и фокусировка на мишени. Вокруг меня ничего нет, только я и мишень. Если вы это понимаете и выполняете, гарантируется 100% успех. Я никогда сильно не поворачиваю голову к месту вылета мишени. Просто скашиваю глаза, насколько это возможно, без лишнего усердия. У меня есть принцип: чем меньше движений оружием, руками, головой вы делаете, тем меньше ошибок можете совершить. Кстати, чтобы получить удовольствие от стрельбы, я много охочусь. Уверен, что смена чоков не даёт каких-то особых преимуществ стрелку. Хотя, конечно, у всех есть свои теории на этот счёт. Каждую неделю надо тренироваться, всё время быть в тонусе, держать свой уровень мастерства, сохранять свою способность сбивать мишени в любой день. Лично я на тренировке, отстреляв первые 250 патронов, только разогреваюсь. Нормальная тренировка - это 1000 патронов. Но с перерывами, за 4 подхода. Дома, порядка одного часа, в основном шлифую вскидку оружия. Когда «вскидываюсь», тренирую только фокусировку на каком-то предмете, но не на оружии. Домашние занятия, это тренировка мышечной памяти и фокусировки, но только не на оружии и мушке. Ружьё должно стать частью твоего тела. Именно поэтому я и не вижу никакого смысла в смене оружия. Мое ружьё, это часть меня. Уверяю, если бы было оружие, которое могло бы дать мне существенное преимущество, я бы купил его за любые деньги. Но чтобы новое ружьё стало частью тебя, необходимо не менее 3-4 лет постоянной стрельбы. Раньше я много стрелял скит. Трап стреляю мало. Мой средний результат на трапе 90%, что позволяет мне показывать на спортинге результат близкий к 100%. Что сказал Кристоф Овре Кристоф Овре чемпион мира и Европы по компакт-спортингу, победитель состоявшемуся чемпионата Европы по спортингу в пригороде Санкт-Петербурга. Кроме верности одной марки ружья – Браунингу, Кристоф запомнился окружающим, как простой парень, без чемпионских «причуд», приглашая всех желающих на стрельбище под Парижем, обещая вскоре вернуться в Россию, где его так радушно принимали.
К. Овре на стрелковом комплексе Москва Итак, что сказал Кристоф Овре. Бытует мнение, что конкретная модель ружья для высококлассного спортсмена лишь привычка. Дескать, ему всё равно из чего стрелять, только ложу подогнать надо... Если бы это было правдой, то все спортсмены стреляли бы из одной модели одной фирмы, которая просто смогла бы потратить больше денег на спонсорские контракты. У ружей разных марок из разных стран может быть совершенно иной характер, который, уверяю вас, способен почувствовать не только стрелок высокого уровня. Когда спортсмен говорит, что ружьё ему подходит, спрашивать «почему?» бесполезно. Это не описать словами. Я обратил внимание на то, что в России стрелки много внимания уделяют качеству и классу экипировки, предпочитая самое лучшее и дорогое. На мой взгляд, это отвлекает от самой сути стрельбы и мало помогает в настоящей борьбе за результат. Я знаю одну русскую поговорку и позволю себе её переиначить: «Будьте проще – и результат появится». Стреляйте, стреляйте и ещё раз стреляйте. Советы в стрельбе охотничьей. Два следующих эксперта М. Ярдли и Б. Мазе дают более «приземленные» советы, во всяком случае их можно назвать рекомендациями для стрельбы охотничьей, хотя охота и стрельба по тарелочкам увлечения, по сути, требующие навыков примерно одинаковых. И неслучайно, много спортсменов в свободное от тренировок время, спешат облачиться в охотничью амуницию, проверяя свои стендовые навыки в охотничьем поле.
М. Ярдли (слева) с моим приятелем С. Лосевым, приглашенным Ф.Торральдом на охоту в Англии Как замечает Мазе, ссылаясь на статью Н. Ашеритегюи в одном французском охотничьем журнале: «Что секрет стрельбы влет зависит от умения целиться рядом с целью, т.е. в пустое место. Но эта шутка имеет глубокий смысл, надо действительно целиться в сторону от цели, но только в надлежащую. 99% промахов - результат того, что дробь прошла «ниже и позади» цели. Это происходит потому, что охотник подсознательно хочет видеть, во что он стреляет. Чтобы видеть, он «открывает» цель, опуская концы стволов вниз. И дичь, естественно, пролетает над снарядом и впереди его. При стрельбе нужен расчет и умение быстро этот расчет сделать. Между тем эти навыки охотник приобретает лишь в процессе длительной тренировки в стрельбе по подвижным целям. Охотник вскидывает ружье; мозг приказывает: стрелять; приказ доходит до пальца, который нажимает на спусковой крючок. Курок бьет по бойку; боек передает удар на капсюль и воспламеняет его; капсюль в свою очередь поджигает порох. Образуются пороховые газы; толкающие снаряд по стволу. Затем в течение одной десятой секунды дробь летит 35 м до птицы. Значит, вместе с тем временем, что ушло на реакцию охотника и срабатывание механизмов (о чем сказано выше), прошло уже две десятых секунды! А птица? Что она успеет сделать за эти две десятых секунды? Вот почему промах почти всегда объясняется тем, что дробь опоздала и дичь уже вышла из убойного круга. Человеческий глаз - это фотографическая камера, чувствительной частью которой служат хрусталик и сетчатка, связанные с нервными клетками мозга. Время, необходимое для прохождения света на сетчатку, бесконечно малое, но каждое видение требует адаптации (приспособляемости глаза, а на это уже затрачивается значительное время). На этом запаздывании построен принцип восприятия кинофильма - двадцать четыре кадра в секунду, воспринимаются человеком как непрерывное движение. Таким образом, проходит от 0,06 до 0,08 секунды, пока одно изображение сменится в мозгу другим, а это значит, что одного изображения уже нет, а глаз еще видит его. Восприятие изображения у разных людей неодинаково. Лучшее время, составляет около 0,18 секунды, у людей старше 40 лет - порядка 0,28, а у более пожилых или систематически употребляющих алкоголь оно удлиняется до 0,35 секунды. Таким образом, поскольку человек «видит мозгом», а не глазами, он фиксирует птицу взглядом там, где она была 0,2-0,3 секунды тому назад. Если эти доли секунды сложить теперь со временем, о котором написано выше, то сумма составит почти полсекунды. Этот расчет убедительно показывает, что упреждение не только необходимо, но и должно быть достаточно большим. М. Ярдли замечает: «Большинству людей удобнее стрелять, когда оба глаза открыты. Бинокулярное зрение облегчает оценку расстояния до мишени, ее скорости, угла над горизонтом и помогает координировать систему «рука-глаз». И все же не верьте тем, кто огульно утверждает, что все должны стрелять с двумя открытыми глазами».
М.Ярдли с классической английской горизонталкой (фото Сергея Лосева) Говоря о стойки стрелка, Ярдли советует: «Многое зависит от ваших физических особенностей и гибкости вашей спины. В зависимости от того, какую вы выбрали стойку, обязательно контролируйте положение центра тяжести тела. Вам следует также убедиться, что ваша стойка обеспечивает вам сбалансированное положение во всем цикле стрельбы - не только в момент обнаружения цели, но и в процессе ее сопровождения. Задача состоит в том, чтобы найти и освоить такое сбалансированное положение тела, которое обеспечивает его устойчивость от момента появления цели до конца поводки. И даже если вы в совершенстве овладели какой-либо стойкой, в определенных ситуациях может возникнуть необходимость ее сменить. Хорошей стойкой является та, которая обеспечивает устойчивый баланс, так же легкость и стабильность поводки». Работа рук - дело чрезвычайно тонкое, и для каждого конкретного случая рекомендации должны подбираться индивидуально с учетом многих факторов. Несмотря на то, что лучшим считается хват цевья посередине, некоторые стрелки (например, известный Джордж Дигвид) предпочитают иногда держать руку поближе к коробке. Джордж меняет положение руки в зависимости от требуемой скорости наведения оружия. Этот способ хорошо подходит для людей с развитой мускулатурой плечевого пояса, но для других он чреват потерей контроля над оружием. Руки и кисти рук следует поставить в наиболее удобное для вас положение, максимально облегчающее управление оружием. В большинстве случаев руки должны работать одновременно как при удерживании, так и при подъеме ружья, иначе вскидывание окажется нескоординированным и неточным. Следовательно, нельзя игнорировать и подгонку оружия. Стрельба полна парадоксов, она является искусством, наукой расслабления и концентрации. Если это звучит довольно понятно, то сохраняйте зрительный контакт с целью, не проверяйте свою поводку и получайте удовольствие от времени, проведенного на природе. Подводя некоторый итог «советам», замечу, что по многим вопросам мнения экспертов расходятся незначительно. Вместе с тем, определенные позиции, по важности, расставлены по разным местам. К сожалению часть рекомендаций по организации тренировочного процесса (по количеству необходимых патронов), отсекают большинство любителей ружейной стрельбы от серьезных занятий стрельбой спортивной. Мало присутствует рекомендаций, а скорее их просто нет, для желающих повысить своё мастерство, в «бюджетном» варианте. Также можно констатировать, что классика стендовой стрельбы (трап и скит) была и остается тем фундаментом, на базе которого можно более продуктивно осваивать премудрости спортинга.
| |
Категория: ОРУЖИЕ | Просмотров: 1409 | |
Всего комментариев: 0 | |
« Апрель 2021 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |