20:25 Закон есть закон | |
Законы должны исполняться. После вступления 1 апреля 2010 г. в силу Федерального закона “Об охоте…” (далее Закон) в охотничьих организациях стали возникать вопросы по заключению охотохозяйственных соглашений. Для их разрешения они обращаются в арбитражные суды, что влечет за собой финансовые расходы и трату времени. Такие случаи отмечены в Республике Хакасия, в Хабаровском крае, в Тульской и Магаданской областях и в других регионах России. Вопросы возникают в связи с тем, что ряд положений Закона по заключению охотохозяйственных соглашений вступают в силу в разные сроки и имеют некоторые особенности. К сожалению, в практике работы арбитражных судов при разрешении возникающих споров допускаются ошибки, для устранения которых организации охотников вынуждены обращаться в вышестоящие арбитражные суды, что требует дополнительных финансовых расходов и траты времени. Какие вопросы возникают у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как они должны разрешаться в соответствии с Законом, ведомственными нормативно-правовыми актами и судебной практикой, основанной на правильном их применении? В соответствии с Законом охотхозяйственные соглашения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются на срок от 20 до 49 лет (ч. 1 ст. 27). Заключаются охотхозяйственные соглашения по результатам аукционов, которые организуют и проводят органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. ст. 25, 27 Закона). Это общее требование Закона, но в нем есть ст. 71 “Заключительные положения”, в которой содержатся некоторые исключения из общих правил. До вступления в силу Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели имели на руках долгосрочные лицензии на право пользования животным миром и в соответствии с ними договоры пользования охотничьими угодьями. Сроки действия этих документов могли превышать срок вступления Закона в силу. Закон предоставил им право пользования животным миром до истечения срока действия долгосрочной лицензии, но срок их действия не продлевается (ч.ч. 1 и 2 ст. 71). Часть 3 ст. 71 Закона предоставила право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, у которых на руках были действующие долгосрочные лицензии, заключать охотхозяйственные соглашения в отношении всей площади охотничьих угодий, предоставленных им по договорам, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Закон обязал органы исполнительной власти субъектов РФ в этом случае в течение 3-х месяцев заключать охотохозяйственные соглашения с даты обращения (ч. 4 ст. 71). Ставка платы за единицу площади охотугодий при заключении охотохозяйственных соглашений в таких условиях установлена постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 490. Ставки эти различаются друг от друга. Например, в Московской области 10 рублей за один гектар площади, в Магаданской области — 1 рубль и т.д. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могли без проведения аукциона заключать охотхозяйственные соглашения, а могли и не заключать, продолжая пользоваться животным миром и охотничьими угодьями на основании имевшихся у них документов. Частью 3 ст. 10 Закона предоставлено право уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в данном случае Минприроды РФ, устанавливать максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28 Закона. Приказом Минприроды РФ от 18 мая 2012 г. № 137 установлены такие максимальные площади, кроме случаев, предусмотренных ст. 28 ч. 31 Закона. Например, в Московской области максимальные площади определены в 35 тыс. га, в Орловской и Тульской областях по 30 тыс. га и т. д. К случаям, о которых говорится в ч. 3 ст. 10 и ч. 31 ст. 28 Закона относятся случаи, когда в аукционе участвовали менее 2-х участников и он признан не состоявшимся. В этом случае с единственным участником аукциона заключается охотхозяйственное соглашение в течение 30 дней со дня его проведения. На аукцион могут быть выставлены площади охотугодий, отличающиеся от тех, которые названы в приказе Минприроды РФ № 137. Из названных норм Закона вытекает вывод, что юридические лица и индивидуальные предприниматели получили право заключать охотхозяйственные соглашения на срок действия имевшихся у них долгосрочных лицензий без проведения аукциона. Вместе с тем, в части 9 ст. 71 Закона записана правовая норма, в соответствии с которой по истечении 5 лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, то есть до 18 мая 2017 г., право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло на основании долгосрочной лицензии, в случае, если площадь территории или акватории, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территории или акватории в соответствии с названными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий, прекращается при условии, что указанное лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений. Другими словами, это положение Закона можно выразить так: если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — обладатель долгосрочной лицензии по каким-либо причинам не воспользовались правом на заключение охотохозяйственного соглашения без проведения аукциона, то после 18 мая 2017 г. действие лицензии прекращается. В этом случае юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, у которых имеются лицензии с не истекшими сроками действия, обязаны заключить охотхозяйственные соглашения только на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади, установленной приказом Минприроды России № 137. Содержание понятия лицо или группа лиц раскрыта в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”. В настоящей статье оно не рассматривается, т.к. не имеет для нее значения. При возникновении вопросов по заключению охотхозяйственных соглашений в соответствии со ст. 71 Закона для их разрешения можно воспользоваться также разъяснениями, данными в письме от 21 сентября 2012 г. № 15-45/15112 Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды России “О разъяснении положений законодательства Российской Федерации в области охоты». | |
Просмотров: 1681 | |
Всего комментариев: 0 | |