Главная » 2014 » Декабрь » 6 » Ночное шоссе
09:02

Ночное шоссе

Картинка к материалу: «»

Обычно пустынное, даже в дневное время, шоссе на этот раз удивило относительным обилием машин в наступившей августовской ночи. Встречный свет фар, а также попутные машины не мешали нашему водителю держать скорость своего «Ситроена» далеко за 120 км/час. То и дело в свет авто попадали ночные птицы. Видимо, сов привлекала полоска асфальта, через которую открыто перебегали не только мыши, но и мелкие хищники – ласка, горностай.

«Девятка», оказавшаяся впереди нас, не желала уступать иномарке и на большой скорости неслась по дороге. Она намного облегчала наше движение, как бы прокладывая путь по далеко не идеальному асфальту. Широкие крылья мелькнули в свете фар ВАЗа, зажглись лампочки тормозов, но поздно: сова, ударившись о стекло «Жигулей», мягким комом отлетела на обочину. Снизили скорость, осознав, что ночное шоссе опасно не только для участников движения, но и для лесных обитателей. Благополучно миновали еще несколько районных городков и с первыми лучами солнца были на месте.

Это происшествие с совой и последовавшая затем встреча на дороге с лисичкой и енотом заставили вспомнить про особенности поведения животных под фарами автомобиля.
Начну с самых крупных зверей средней полосы – лосей. Сохатые обычно не обращают внимания на проезжающие машины. В ночное время ведут себя беспечно, если только не научены горьким опытом «общения» с автобраконьерами.

Ни для кого не секрет, что в относительно недавние времена охотничьи хозяйства были обременены заготовкой мяса по товарным лицензиям. Егеря садились в машину и, объезжая угодья по лесным дорогам и ночным шоссе, отстреливали кормящихся лосей по обочинам дорог, обычно заросших мелколесьем и кустарником. Ноги топтать не надо, к машине тащить близко, да и план по товарняку никто не отменял, а силы нужно было сберечь для спортивных охот, которые в случае неудач также порой заканчивались выстрелом на ночной дороге.

Вспоминается случай. Стояли охотники на номерах вроде бы тихо, но лоси на стрелков упорно не шли, да и команда попалась тяжелая на подъем, вечером за столом все получалось здорово, а на переход к третьему загону ни у кого сил уже не осталось. Решили «командировать» Владимира на ночную охоту в качестве стрелка, меня назначили водителем, а охотоведа сопровождающим. Несколько лосей стояли среди кустов у замершего ручья, объедая ветки, и не обращали внимания на осветивший их автомобиль. Около ста шагов, не меньше, но Владимир, горячась, прикладывается к ИЖ-27, дуплет, лоси ноль внимания. Дрожащими пальцами стрелок меняет патроны, результат тот же. Лоси продолжают кормиться, как будто по ним и не стреляли. Я приоткрываю дверь и тихо говорю: «Вова – мазила». Едва услышав человеческий голос, стадо резко срывается и, выбрасывая вперед длинные ноги, по глубокому снегу спешит к лесу. Голос человека оказался страшнее четырех ружейных выстрелов. 
Кабаны ведут себя осторожнее: в отличие от лосей, они стараются уйти из освещенного пространства. Но ведут себя так тоже далеко не всегда.

Ночная дорога с шоссе к Заболотскому озеру – на севере Московской области. Осень. Рассчитываем, что щука – цель нашей вылазки – на тогда еще не совсем обмелевшем водоеме, должна брать отменно. Дорога поворачивает от деревни, из зарослей вдоль мелиоративных канав вываливает стадо кабанов. Здоровенные свиньи, подсвинки и сеголетки бегут перед машиной, сбоку и сзади, мешая движению. Чувствуешь себя, словно автомобилист, попавший в стадо коров.

Все зверовые охотники знают, насколько осторожны старые секачи. Выставить под выстрел крупного вепря – большая удача загонщиков, да и с лабаза на овсах ждать достойный трофей приходится не один вечер. 
Фары «Жигулей» выхватили из темноты кабанье стадо, стоящее на проселке. Кабаны, помахивая хвостиками, еще не такие лохматые, как зимой, живо скрылись в посевах. На дороге остался один секач. До него метров 10–15. Вышел из машины, прицелился из воображаемого ружья, издал пару раз громкое «пуф-пуф». Кабанище грозно насупился в сторону «стрелка», что заставило меня занять позицию поближе к открытой двери, и, немного погодя, неспешно пошел следом за стадом. Почему так во время охоты не случается?!

Охотничий двор

Интересно и почти одинаково ведут себя лисы и зайцы. Осень, вот среди бурьяна в свете фар сверкнули зеленые огоньки – лиса (глаза зайца дают красноватый отблеск). Молодняк или матерый зверек – и лисица, и заяц практически не обращают внимания на машины. Можно долгое время наблюдать, как мышкует лиса в свете автомобиля или русак кормится на озими. Другое дело зима. Как будто с выпавшим снегом в лисице и зайце просыпается осторожность. Словно понимая, что шкурка уже мехом вышла, рыжая бежит прочь от машины, да и зайчишка поведением становится много строже. Однажды, возвращаясь домой поздней осенью, выехали рано до рассвета. На проселок в свет фар выскочила лиса, около трех километров бежала перед машиной, не делая попытки свернуть в сторону. Только когда дорога сделала крутой поворот, а «Жигули» осветили уходящую прямо лесную просеку, определив лисичке спасительное направление, длиннохвостая покинула заколдованный коридор света.

Как-то под утро ехали по шоссе в сторону еще носившего старое название Загорска. Полоса гладкого асфальта, отсутствие в ранний час машин – все располагало к спокойной и быстрой езде. В предрассветных сумерках замечаю какое-то движение впереди. Снизил скорость, а подъехав ближе, и вовсе вынужден был остановиться. Посередине дороги, квохча и беспокойно крутясь в свете фар, глухарка ждала, когда ее уже достаточно подросший выводок перейдет шоссе. Только после того как последний глухаренок миновал опасный переход, заботливая мамаша освободила дорогу.

Об осторожности и дерзости серого разбойника – волка – среди охотников и егерей ходит немало историй. Мне лично не один раз пришлось участвовать в волчьих охотах, но выстрелить и добыть серого удалось лишь однажды, да и то при весьма забавных обстоятельствах.

Охотничий двор

К егерю Славе приехал на зайца, но неожиданно попал на волчью охоту. Недальнее Подмосковье, волк – зверь здесь достаточно редкий, у егерей опыта охоты, по большому счету, нет. Зверей затянули флажками в густом мелятнике небольшой площади. Ушли звери до начала загона или во время гона – непонятно, впрочем, ясно было одно: полдня потеряли зря. До вечера тропил беляка и уже ночью выехал к дому. Подъезжая к одной спящей деревеньке, вижу, как из-за поваленной снегом ограды крайней избы через дорогу переходит крупный зверь, неся что-то в зубах. Освещенный фарами, он роняет свою добычу и, перескочив дорогу, останавливается у кустов, ожидая, когда машина проедет. До меня медленно доходит: волк. «Рву» ружье из чехла, благо он у меня длинный и самозарядка лежит собранной, патрон в стволе – выстрел. Вот тебе и осторожный зверь.
Разворачиваюсь, заспанный егерь Слава, удивленный моим возвращением, только когда я вываливаю на снег из багажника волка, просыпается окончательно.

Из Череповецкого района возвращались днем. На обочине шоссе и на асфальте попадались раскатанные шкурки ежиков, зайцев, лисиц. Изредка у болотин и ручьев остатки ондатры, а в одном месте хвост и лапы бобра. Но больше всего было приплюснутых колесами машин хвостов и крыльев различных ночных птиц.

Видимо, действительно ночная дорога представляет больше опасности лесному зверью, чем неосторожному водителю, необдуманно мчащемуся с большой скоростью по загородному шоссе.

Просмотров: 580 | Добавил: юрий
Всего комментариев: 1
0  
1 hutorsobachi   (07.12.2014 19:10) [Материал]
Вообще, я очень долго считал себя "ночным" водителем. С детства прицепившаяся сильная близорукость, по - видимому, компенсировалась ускоренной ночной адаптацией глаз  и какими-то элементами "интуитивного", а не оптического видения дороги, и на ночной трассе я чувствовал себя очень комфортно, успешно избегая инцидентов со зверями и птицами.  К тому же, ночную езду я  обожал и до сих пор обожаю в силу её чрезвычайных романтических свойств в сочетании с практичностью - туда, куда днём "пилишь" в дорожном потоке часами,  ночью долетаешь на раз под тихую душевную музыку.
Причём, самым парадоксальным образом к пятидесяти годам манера ночной езды становилась всё более динамичной и агрессивной, хотя за рулём я с шестнадцати. Однако сейчас, на шестом десятке лет,  характеристики зрения меняются, да и вся моторика организма едва заметно, но верно претерпевает изменения - приходится  урезонивать и придерживать "тапку".  Главное - в любом возрасте и с любым водительским стажем помнить, что в плане внезапного появления зверей и птиц на дороге  ночная езда - однозначный экстрим и пороховая бочка.  Возведённый в абсолют фактор неожиданности.    И, кстати, если животное - не лось и не кабан, никогда не тормозить резко и не пытаться его объехать. Лучше мятый фартук или бампер автомобиля, трещина на стекле,  разбитая фара, чем потеря управления с последующим кувырком или встречей с величественными и крепко стоящими за обочинами представителями уже растительного мира.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Новые комментарии
Полковник (03.02.2021) 46 лет  с ТОЗ-34Р, охотился на Кольском полуострове, Карелии, Ленинградской области, Урале, Башкирии, в различных климатических условиях, но ни грамма
юрий (08.02.2018) 100 миллионов на убийство бездомных животных накануне ЧМ по футболу 2018
Korch (20.01.2018) Мероприятие было вроде.Но конечно не в тех объёмах как хотелось бы.Решения по запрету еще не принято,но как я понимаю ЗЕЛЁНЫЕ рулят!
Реклама