06:37 Памятка для владельцев ружей | |
Правила оборота гражданского оружия. Планируемые изменения
В связи с последними трагическими событиями, депутаты Госдумы планируют ужесточить порядок оборота оружия. В этом материале мы рассмотрим действующий в настоящий момент порядок приобретения, хранения и ношения оружия гражданами нашей страны, с учетом требований российского законодательства. А также планируемые законодателем изменения. По данным МВД России, по состоянию на май 2013 года, владельцами оружия являются более 5 млн граждан. У них на руках находятся 6,2 млн единиц гражданского оружия, в том числе более 729 тыс. единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения. Вместе с тем, как показывает статистический анализ данных за 2013 год, наблюдаются негативные тенденции, связанные с серьезным ростом преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел. Количество таких преступлений в сравнении с 2012 годом возросло на 64,4% (с 354 до 583). Кроме того, отмечается рост числа потерь гражданского оружия, впоследствии являющегося потенциальным орудием преступлений. Так за 2013 год гражданами России утрачено 6080 единиц оружия (рост 53,1% по сравнению с 2012 годом).
Наряду с негативной статистикой, в последнее время участились случаи незаконного применения оружия против обычных граждан, влекущее серьезные ранения и зачастую их гибель, что в свою очередь вызывает широкий общественный резонанс и общую обеспокоенность населения. Все это ведет к логичному желанию нормотворцев внести изменения, направленные на ужесточение порядка оборота гражданского оружия.
Действующий порядок оборота гражданского оружия Рассмотрим порядок приобретения, хранения и ношения оружия гражданами России, в соответствии с нормами, действующими по состоянию на февраль 2014 года. Оборот оружия в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ "Об оружии" (далее – закон об оружии) и рядом подзаконных актов. В соответствии со ст. 2 закона об оружии, разделяют три вида оружия, в соответствии с целями его использования соответствующими субъектами:
Граждане могут владеть и использовать на законных основаниях оружие, относящееся к виду гражданского оружия. Гражданское оружие может быть использовано гражданами РФ в целях самообороны, занятий спортом и охоты, а также культурных и образовательных целях (ст. 3 закона об оружии). На гражданское оружие наложена часть конструктивных ограничений, а именно:
В свою очередь гражданское оружие подразделяется на следующие виды:
Правом на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского ОООП, спортивного, охотничьего, сигнального и холодного клинкового оружия обладают граждане достигшие 18 лет, получившие лицензию на приобретение конкретного вида оружия (ст. 13 закона об оружии). Лицензия на приобретение оружия выдается органами внутренних дел по месту жительства заявителя. Заявитель для получения лицензии на приобретение оружия обязан представить заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией. А также оплатить государственный сбор в размере установленном постановлением Правительства РФ от 08 июня 1998 года № 574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий и разрешений, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление срока их действия". Лицензия на приобретение оружия не выдается:
Лица впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское ОООП, газовое оружие или охотничье пневматическое оружие обязаны пройти подготовку в целях приобретения знаний и навыков безопасного обращения с оружием. Данное требование не распространяется на граждан, уже имеющих разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания, либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию. До принятия решений о выдаче лицензий по месту жительства заявителя проводится проверка обеспечения условий сохранности оружия и выявления обстоятельств, препятствующих сохранности оружия. Для соблюдения гражданами условий сохранности оружия требуется наличие запираемых на замок сейфов, металлических шкафов, ящиков из высокопрочных материалов или деревянных ящиков, обитых железом (п. 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Правила оборота оружия)). Лицензия на приобретение оружия выдается сроком на шесть месяцев, в течение которых лицо может приобрести конкретный вид оружия в единственном экземпляре. В случае если лицензия не реализуется она подлежит сдаче обратно в лицензирующий орган, по окончании срока ее действия. После приобретения газового, сигнального, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами, огнестрельного, ОООП и охотничьего пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж владелец обязан зарегистрировать его в органах внутренних дел по месту жительства в течение двух недель с момента его приобретения (ст. 13 закона об оружии). В случае изменения места жительства гражданин Российской Федерации обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.
Нюансы соблюдения гражданами условий хранения оружия Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия (п. 59 Правил оборота оружия). При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, сотрудниками органов внутренних дел выясняются:
Хранение оружия и патронов их владельцами в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц (п. 59 Правил оборота оружия). Владельцы оружия могут хранить его в местах временного пребывания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность. Следует обратить внимание, что в декабре 2013 года в Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" были внесены поправки, которые позволяют гражданам России не регистрироваться по месту пребывания, если их место жительства находится в том же субъекте (ч. 3 ст. 5). Согласно ст. 2 вышеуказанного закона местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно. Таким образом, возникает вопрос: как смогут правоохранительные органы проверить соблюдение владельцем условий хранения оружия временно проживающего, например, в арендованной квартире, если не будет известен адрес его регистрации по месту пребывания? Ответа пока на этот вопрос законодательством не предусмотрено. Другой момент, на который, по нашему мнению нужно обратить внимание – хранение оружия совместно проживающих владельцев, например близких родственников или супругов. Из смысла положений закона об оружии, в части условий хранения, прослеживается главный принцип – запрет доступа к оружию владельцев и патронам к нему посторонних лиц. Соблюдая этот принцип, совместно проживающие граждане-владельцы оружия должны обеспечить ограничение доступа к своему оружию другого владельца. Другими словами, например сын и отец, проживающие в одной квартире или доме и являющиеся владельцами оружия, не могут хранить его совместно в одном сейфе, у каждого он должен быть свой, исключающий доступ другого. Не стоит также забывать и о соблюдении самых элементарных основополагающих правилах хранения оружия. Так например, некоторые "законопослушные" граждане-владельцы длинноствольного гладкоствольного оружия, вопреки действующим нормам, хранят принадлежащее им оружие не в сейфах, а в платяных шкафах, под кроватью и даже за занавеской, и не редко такое оружие хранится в снаряженном виде. Либо ключи от сейфа, в котором хранится оружие, находятся в месте, доступном для третьих лиц. Возможно это объясняется тем, что немалая часть оружия приобретается в целях самообороны и защиты своего жилища, и зачастую, такие владельцы аргументируют свои действия тем, что в случае возникновения ситуации, при которой понадобится применить оружие с целью защиты жизни, здоровья и имущества, любое промедление, связанное с доступом к оружию, может резко ухудшить эффективность его применения. Данные доводы конечно же, имеют право на существование, но в то же время влекут за собой не только грубейшие нарушения правил хранения оружия, но и могут привести к более серьезным последствиям.
Ответственность граждан за нарушения в сфере оборота оружия За нарушения правил оборота гражданского оружия предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, за нарушение гражданами правил хранения, ношения оружия ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 до 2000 руб. либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 5000 руб. (ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ). Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и ОООП влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб. с конфискацией оружия и патронов к нему, либо административный арест на срок от пяти до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ). Вместе с тем небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев (ст. 224 УК РФ).
Что может измениться В настоящее время на рассмотрении во втором чтении в Госдуме находится законопроект № 307135-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия"1. Планируемые поправки внесут изменения в действующий порядок оборота оружия, в частности предусматривается:
В связи с нововведениями, также планируется внести изменения в КоАП РФ и УК РФ, ужесточающие наказание за нарушения правил оборота оружия, например, ввести наказание в виде лишения свободы сроком на два года, в случае небрежного хранения оружия, повлекшее гибель людей. Кроме того, по данным МВД России прорабатывается предложение об установке запрета на хранение оружия его владельцами по месту жительства, в случае, если совместно с ним проживают лица, страдающие психическими расстройствами поведения, больные алкоголизмом или наркоманией либо лица, в отношении которых осуществляется административный надзор. Также, согласно МВД России, рассматриваются вопросы о наделении работников частных охранных организаций при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов правами осуществлять осмотр вещей, находящихся при физическом лице, и наблюдение с целью выявления лиц, действия которых направлены на совершение противоправных деяний, с последующим незамедлительным информированием правоохранительных органов в том числе, с использованием технических средств. Несомненно, в сфере оборота гражданского оружия, с учетом общих тенденций развития оружейного рынка и статистики правонарушений в данной области, назрел момент внесения корректив, направленных как на более детальное регулирование отдельных вопросов, так и на ужесточение ответственности участников оборота. Без комплексного подхода к решению ряда накопившихся проблем, повышение культуры обращения с оружием и уровня безопасности простых граждан не будет достаточно эффективным. Удастся ли этого достигнуть с помощью готовящихся государством изменений покажет лишь время.
| |
Просмотров: 1619 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |